Часто по почтовым ящикам разбрасываются листовки. В них, ссылаясь на федеральное законодательство, сообщается, что жителю необходимо сделать метрологическую поверку счетчиков холодной и горячей воды. Иначе, грозятся авторы листовки, придется платить по нормативу. И дается номер телефона, куда срочно необходимо звонить, чтобы вызвать специалиста.
Дальше приходит мастер и, изучив счетчик, заявляет, что его надо менять, он испортился. В итоге вся процедура обойдется клиенту в сумму от 5 до 10 тысяч руб.
Эксперты Центра финансовой экспертизы Роскачества советуют сразу не звонить по номерам, указанным в листовке. Как правило, это реклама недобросовестной компании.
Как отмечает Александр Козлов, федеральный координатор проекта "Школа грамотного потребителя", уведомление размещают как документ якобы от МФЦ или Единого информационно-расчетного центра. Но в итоге вы можете заплатить за липовую поверку:
• если компания не сертифицирована и не занесена в реестр, то данные о поверке вашего счетчика воды в "Аршине" не появятся, потому что там, чтобы занести информацию, необходимо подтвердить лицензию.
• может быть, ваш счетчик и не нуждается в замене. Он еще исправен и будет служить долго. А вас убедят его поменять.
• даже если нужно заменить прибор, то цена тоже может быть завышена. За эту процедуру сертифицированные компании берут от 1,6 до 2,5 тысяч руб.
Как поясняет федеральный координатор проекта "Школа грамотного потребителя" Александр Козлов, никакого отдельного уведомления о дате поверки счетчиков не приходит. По его словам, дату поверки счетчиков обычно указывают в едином платежном документе - в квитанции за ЖКУ. Если показания счетчиков вы передаете показания через региональную информационную систему или через портал госуслуг, то информация о следующей поверке появится именно в этом сервисе.
Что будет, если не провести поверку счетчиков
Платить по счетчику выгоднее. Однако есть случаи, когда, например, квартиру, в которой официально зарегистрирован один человек, снимает семья из трех. И у них по счетчику получается больше затрат, поэтому им выгоднее платить по нормативу. Они перестают подавать показания. Но все не так просто.
Если вовремя не подавать показания, то:
• в последующие три месяца плату начислят, исходя из средних значений за последние полгода;
• через 3 месяца плату будут рассчитывать по нормативу потребления воды;
• для квартир, где счетчик в принципе возможно установить, но жители им не пользуются, местные власти могут ввести повышающий коэффициент. Так, в Московской области норматив в этом случае увеличивается в 1,5 раза, в Москве - в 3 раза. Не применяется повышающий коэффициент для квартир, где установка прибора учета невозможна из-за каких-то технических сложностей.
Кроме того, в квартиру могут нагрянуть с проверкой представители управляющей компании или полиции. И если они докажут, что жильцов в квартире больше, чем зарегистрировано, у хозяина могут возникнуть проблемы с полицией, а плату ему пересчитают. Экономия перестает быть явной.